Яндекс.Метрика

Роль иностранных языков в раннем развитии ребенка.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

раннее развитие и иностранные языкиСейчас очень популярна тема раннего развития среди молодых родителей. Раннее развитие предполагает под собой различные развивающие занятия с ребенком с самого рождения. Они направлены на развития органов чувств ребенка, его мышления, развития таких навыков в раннем возрасте как чтение, счет, развитие музыкальных и творческих способностей. Методик раннего развития существует очень много. К классическим методикам относятся работы Домана, Монтессори, Никитиных, Зайцева, Лупан. Также много методик разрабатывается и в наше время. Но чаще всего они схожи в одном – все уделяют особое внимание изучению детьми иностранных языков. Этому есть несколько причины, основными из которых являются:

  • Изучение одного или нескольких иностранных языков сильно стимулирует развитие мышления ребенка
  • Возраст до 6 лет является самым благотворным для изучения иностранных языков
  • Процесс изучения иностранных языков можно объединить с любыми другими занятиями ребенка, не выделяя для этого специально отдельного времени

Развитие мышления ребенка за счет изучения иностранных языков

В возрасте до 6 лет активнее всего развивается головной мозг. В этом возрасте закладываются основы мышления, памяти, внимания, восприятия. Чем больше стимулов для развития связей в головном мозге получает ребенок в этом возрасте, тем более сильная база создается для совершенствования всех этих навыков в будущем. Стимулами для развития головного мозга является все, что воздействует на органы чувств ребенка (разная музыка, запахи, картинки, предметы, ощущения) и все, что стимулирует мыслительный процесс (яркие впечатления, события и эмоции). Важную роль на развитие головного мозга оказывает развитие речи – не важно на одном или нескольких языках.

Существуют реальные примеры, когда дети росли долгое время по разным обстоятельствам в условиях, где не было человеческой речи, а потом оказывались в человеческом обществе. Эти дети без знания языка очень сильно отставали в умственном развитии. Чем в более младшем возрасте ребенок возвращался к жизни в обществе, тем лучше у него получалось освоить человеческую речь. В возрасте от 11-12 лет, не слышав ранее человеческой речи, дети уже не начинали говорить вообще или могли сказать только несколько отдельных слов. Мозг человека отключает постепенно те области, которые совсем не используются.

Поэтому чем больше ребенок получает стимулов для развития речевых центров в детстве, тем лучше он может использовать их в будущем. Развитие речи стимулирует также развитие мышления, памяти, внимания.

Любой язык – это знаковая система, чем большим количеством знаковых систем владеет ребенок в раннем детстве, тем лучше развивается его логика. Чем больше слов он знает для обозначения одних и тех же вещей, тем лучше развивается его память и образное мышление. Чем лучше он может переключаться с одного языка на другой, тем лучше развивается его аналитическое мышление.

Полезная статья на эту тему «Как иностранные языки помогают развивать логику»

Особая эффективность изучения иностранных языков в раннем возрасте

Маленькие дети довольно легко осваивают свой родной язык с нуля. Чаще всего с ними специально не занимаются для того, чтобы они заговорили на родном языке (за исключением каких-то особых проблем в речевых навыках у ребенка). Малыши просто постоянно слушают нашу речь, постепенно начинают понимать, пытаться произносить отдельные звуки и слова, а потом начинают говорить свободно на этом языке. Неважно, в какой стране родился ребенок, неважно, на сколько сложная грамматика или произношение у языка в этой стране, все дети начинают говорить на своем родном языке в возрасте в среднем от 2 до 4 лет.

Если ребенку по каким-то обстоятельствам в этом возрасте удается общаться на нескольких языках, но опять же довольно легко осваивает все языки. Известно такое явление как детский билингвизм, когда ребенок говорит на нескольких языках как на родных, благодаря определенным жизненным обстоятельствам (например, родители говорят на разных языках). Чем старше становится ребенок, тем ему сложнее учить иностранный язык. Меняются особенности его мышления, психики, восприятия, памяти.

Поэтому, если ребенку в раннем возрасте создать условия для изучения иностранного языка, схожие с теми условиями, при которых он выучил родной язык, то есть большие шансы помочь ребенку довольно легко освоить один или несколько иностранных языков.

Что понимается под этими схожими условиями? Я включаю сюда следующие моменты:

  • Лучшими учителями для ребенка в возрасте до 5-6 лет являются его родители или другие родственники (или няня), которые проводят с ребенком много времени. Дети лучше всего учатся с теми людьми, которых хорошо знают, которым доверяют. Приходящий учитель или учитель на специальных курсах, не успевает за занятие войти в круг доверия ребенка. Также в связи с особенностями внимания и психики занятия с малышами являются эффективными только в течение первых 5-20 минут. Потом ребенок отвлекается и хочет позаниматься чем-то другим. Важна не продолжительность занятий, а их регулярность. Родители могут посвятить иностранному языку пару раз по 5 минут каждый день. А вот педагога Вы такого вряд ли найдете за вменяемую плату.
  • Иностранные языки нужно постараться сделать частью жизни Вашего ребенка (включить их в игры, музыкальные, спортивные и творческие занятия). Иностранные языки нужно стараться изучать максимально естественно. Нужно применять те же методы, что Вы применяли при «обучении» Вашего ребенка родному языку – Вы просто играли, пели песенки, рассказывали стихи, рисовали, бегали и прыгали. Чтобы объяснить ребенку каждое слово, Вы просто показывали этот предмет несколько раз, и ребенок запоминал. Вы не учили специально грамматику, ребенок просто слышал, как Вы говорите и запоминал, как спрягаются глаголы и склоняются существительные. Все было естественно и незаметно для всех сторон.
  • Занятия должны быть веселыми и эмоционально яркими – ребенку в первую очередь должно быть интересно и весело, само изучение иностранного языка не должно становиться целью занятий, целью должно быть приятное времяпрепровождение ребенка с родителями
  • Нужно избегать перевода. Как в родном языке – чтобы объяснить слово, Вы показываете предмет, совершаете действие, используете уже известные ребенку слова на этом языке. У ребенка срабатывает ассоциативная память, и слово запоминается
  • Нужно избегать объяснять ребенку правила, нужно просто много-много раз говорить грамматические фразы, и ребенок просто начнет говорить также. Он не будет понимать почему, он будет просто знать, что так надо. Так происходит и с родной речью. Объяснения родного языка сводятся у нас к: «Надо говорить: я делаю, а не я делаешь!» Ни про какие склонения, местоимения, глаголы и окончания речь не идет. И ребенок просто соглашается с таким объяснением. Надо, так надо. Так ведь мама сказала.

Самым сложным для родителей в таком подходе является то, что они либо недостаточно хорошо знают иностранный язык, либо не умеют играть на нем с детьми. Ведь если учить язык во взрослом возрасте, то словарный запас и область его применения ограничиваются только взрослыми темами. Не будешь же рассказывать ребенку о том, как вести переговоры на английском языке.

Этот сайт создан для того, чтобы помогать родителям решать подобные проблемы.

На сайте LingvaChild есть бесплатные занятия на 5 языках для детей 2+, отвечающие перечисленным выше принципам. Вы можете найти их здесь.

Родители могут приступать к занятиям с любым собственным уровнем знания языка.

Следите за нашими новостями в социальных сетях, и Вы не пропустите появление новых уроков на этих языках на сайте.

Полезные статьи на эту тему:

Совмещение процесса изучения иностранных языков с другими занятиями ребенка

Конечно, можно заниматься иностранными языками специально, можно садиться за учебники и различные учебные материалы и пытаться заинтересовать этим занятием ребенка. Конечно, есть дети, которым это будет интересно. И это замечательно, если такие дети занимаются по такой методике с родителями иностранными языками.

Но большинство детей неохотно специально занимается иностранными языками. Детям в раннем возрасте чаще всего скучно просто учить слова на иностранном языке и разбирать его грамматику. Для многих взрослых то это настоящая пытка, а чего уж говорить о детях. Да и родителям бывает тяжеловато так организовать свой день и день своего ребенка, чтобы регулярно уделять в нем время для серьезных занятий иностранными языками. Ведь детям хочется играть и веселиться, а родителям хочется приятно проводить с ребенком время, но при этом помогать развиваться своему ребенку.

Поэтому гораздо лучше просто сделать изучение иностранных языков частью жизни Вашего ребенка, частью его игр, музыкальных занятий, спортивных игр, творческих занятий, читать сказки на иностранных языках, слушать иностранную музыку, читать стихи. При таком подходе процесс изучения иностранных языков идет естественно, дети и родители получают удовольствие.

Полезные статьи на эту тему:

 

 

3 комментария “Роль иностранных языков в раннем развитии ребенка.”

  • Анна:

    Потрясающий сайт! просто и понятно изложенные материалы! спасибо вам большое за такую работу!успехов и процветания!

  • Ангелина:

    Моему ребенку 4 месяца. Прочитав статьи на сайте, непременно захотелось испробовать методику. Двойной интерес, когда язык начинаешь учить вместе с малышом. Спасибо за полезные материалы.

Оставить комментарий