Яндекс.Метрика

Как сэкономить на обучении детей-дошкольников иностранным языкам

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

экономия на обучении детейИзучение иностранных языков в наше время очень популярно. Но чаще всего оказывается, что это недешевое удовольствие. Многие родители отказываются от этого занятия для своих детей, так как боятся, что не могут себе это позволить. А так ли это действительно дорого учить детей иностранным языкам? Может есть способы, как можно сэкономить на этом обучении без вреда для самого процесса? Конечно, такие способы есть. И Вы можете выбрать идеальный вариант именно для своей семьи.

1. Дети от 0 до 2 лет

Если ребенок растет в моноязычной среде, то есть все его ближайшие родственники и друзья семьи говорят только на одном языке, то к обучению такого ребенка иностранным языкам следует приступать не раньше, чем через после того, как он начнет говорить на родном языке предложениями из 3 слов. До этого момента можно слушать песни и сказки на иностранном языке, играть с ребенком в пальчиковые игры и рассказывать ему стишки на этом языке.

Никакие развивающие занятия вне дома и серьезные пособия ребенку в этом возрасте не нужны. Почему? Потому что ребенок в этом возрасте не может сосредотачивать свое внимание более чем на несколько минут или даже секунд. Эффективны лишь регулярные короткие занятия. Так, к примеру, учит ребенок родной язык. Каждый день он сотни раз слышит коротки фразы на родном языке. Ни одни развивающие занятия вне дома не могут этого обеспечить – Вам либо придется оставлять ребенка там часто и надолго, либо это бесполезно.

Серьезные пособия дома Вам тоже пока не нужны. Если Вы сами собираетесь по ним заниматься, то рискуете навредить родной речи ребенка. Я придерживаюсь принципа лингвиста Граммонта: один язык – один родитель. В этом возрасте ребенок еще не в состоянии замечать, когда мама переключилась с одного языка на другой, он воспринимает ее речь цельно. И в итоге он может начать путаться в языках, и не будет по-хорошему владеть ни одним языком. Не рискуйте. Ведь правильно организовать обучение в этом возрасте очень сложно.

Можно просто скачать в интернете или купить записи с песнями и сказками на иностранных языках. Найти стихи и пальчиковые игры. Если мама или кто-то еще из близких будет периодически рассказывать ребенку одни и те же стишки, то ребенок будет воспринимать каждое стихотворение по отдельности, он не будет его смешивать с повседневной речью на родном языке. Зато он вполне может выучить это стихотворение, так как дети любят учить любую тарабарщину. И это очень хорошо подготовит его к изучению данного иностранного языка в будущем, так как ребенок уже начнет тренировать нужные лицевые мышцы и запомнит какое-то количество слов и грамматических конструкций на этом языке.

На сайте LingvaChild стихи и пальчиковые игры можно найти в материалах для занятий на 5 языках:

Единственным оправданным большим расходом на обучение детей иностранному языку в возрасте до 2 лет, по моему мнению, может быть только найм няни, являющейся носителем иностранного языка. Если Вы нашли такую няню, она Вам нравится и у Вас есть финансовые возможности ее нанять, то это просто чудесно.

Обращаю внимание, что няня должна быть именно носителем другого языка, свободное владение языком не очень не подходит. Задача няни будет постоянно говорить с ребенком только на своем родном языке обо всем, что они делают и видят вместе с ребенком. Только в этом случае будет эффект. Если няня будет просто периодически переходить на другой язык, читать ребенку стихи и рассказывать сказки, то этого будет недостаточно. Ребенок лучше всего в этом возрасте усваивает другой язык, когда он ассоциирует его с конкретным человеком: один язык – один человек. Если один и тот же человек в разных ситуациях говорит на разных языках, то слуху и восприятию ребенка не за что зацепиться, он будет воспринимать эти языки, как смесь, как один большой и путанный язык.

Чтобы эффект был ощутимым няня должна проводить с ребенком минимум 3-4 раза в неделю по 2 часа. Если у няни или Вас нет такой возможности, то лучше отказаться от этой идеи до более старшего возраста ребенка.

Няня-иностранка – это замечательно, но вовсе необязательно. И не стоит расстраиваться, если у Вашего ребенка ее нет. При правильном подходе отсутствие такой няни можно компенсировать в более старшем возрасте.

Итак, для детей до 2-3 лет самый бюджетный и вполне достаточный вариант обучения — это регулярное прослушивание музыки, сказок, стишков на иностранном языке и игры в пальчиковые игры на этом языке.

Полезные статьи на эту тему:

 

Дети от 3 до 6 лет

После того, как ребенок начнет говорить на родном языке предложениями из 3 слов (это может случится в среднем от 1.5 до 3.5 лет), можно приступать к целенаправленным занятиям иностранными языками.

Какие варианты существуют для занятий иностранными языками с детьми в этом возрасте? Перечислю варианты в порядке уменьшения их стоимости, эффективность каждого из них мы рассмотрим отдельно.

  • Метод погружения
  • Иностранный детский сад
  • Занятия в специальных развивающих центрах
  • Занятия с педагогом дома
  • Самостоятельное обучение ребенка его родителями

 

1. Метод погружения

Метод погружения – то есть переезд в другую страну, где говорят на этом языке, на несколько месяцев или частые поездки в эту страну на несколько недель. Это, конечно, самый эффективный и быстрый способ изучения иностранного языка для ребенка. И на изучение самого языка денег тратить практически не придется. Но вот такой переезд или поездки не каждый может себе позволить. Поэтому этот вариант можно посоветовать родителям, которые не боятся подобных длительных переездов и могут работать в любой точке нашей планеты.

2. Иностранный детский сад 

Иностранный детский сад – то есть детский сад, в котором воспитатели говорят с ребенком на иностранном языке в течение всего дня. Такие детские сады бывают при посольствах, или создаются на коммерческой основе. Такой детский сад сопоставим по своему эффекту с переездом в другую страну. Но опять же это вариант не дешевый, к тому же доступен бывает только в крупных городах. Если у Вас есть возможность водить ребенка в такой детский сад, то это тоже может только приветствоваться.

3. Занятия в развивающих центрах

В наше время (особенно в крупных городах) существует множество подобных центров. Стоимость занятий в них сильно отличается. Все зависит от Ваших возможностей, но однозначно цена не является показателем качества предлагаемых занятий. Помимо стоимости занятий советую Вам руководствоваться следующими принципами при выборе развивающего центра:

  • Расстояние до развивающего центра (дорога может очень утомлять ребенка. Желательно, чтобы можно было дойти до центра пешком или доехать на машине минут за 15. Этому фактору обязательно нужно уделять внимание)
  • Количество человек в группе (дети устают также от большого количества людей, к тому же педагог не сможет уделить внимание каждому в большой группе, поэтому идеальный размер группы до 6 человек)
  • Методика обучения (стоит отдавать предпочтение тем методикам, где с детьми во время занятия говорят только на иностранном языке, не используя перевод и фразы из родной речи. Также обучение однозначно должно быть игровым, дети даже не должны замечать, что учатся)
  • Количество двигательной активности во время занятия (детям очень важно много двигаться, им вредно подолгу сидеть неподвижно. Во-первых, это вредно для их здоровья, во-вторых, они устают от этого и не могут долго сосредотачиваться на одном и том же занятии. Важно, чтобы педагог использовал подвижные игры и минутки подвижного отдыха для ребенка)
  • Наличие творческих заданий во время занятий (детям важно пропускать новые слова «через руки», то есть рисовать и лепить образы на основе новых слов, так они лучше их запоминают благодаря ассоциативной памяти)
  • Ребенку должен нравиться педагог как личность! Педагог должен найти подход к каждому ребенку (сходите на парочку пробных занятий)

Плюсами развивающих центров являются:

  • С Вашим ребенком будут заниматься по готовым методикам и материалам. То есть Вам не нужно самим этим заниматься и не нужно учить язык, если Вы его не знаете.
  • У ребенка появляется дополнительная возможность пообщаться со сверстниками
  • У мамы появляется свободное время, пока ребенок находится на занятиях.

Также советую учитывать и минусы таких развивающих центров

  • Ребенок может уставать от продолжительных занятий и общения
  • Более активные дети могут отвлекать слишком много внимания на себя
  • Занятия длинные и нечастые (по 40-60 минут – это долго для дошкольников, а пару раз в неделю редко для эффективного изучения языка)
  • Когда дошкольники проводят время в больших группах в закрытых помещениях, то часто заражают друг друга разными простудными заболеваниями

Чтобы компенсировать часть возможных минусов:

  • Не перегружайте ребенка большим количеством других дополнительных кружков, чтобы он меньше уставал, а после занятий на курсах пусть ребенок поспит или погуляет
  • Повторяйте часть пройденного материала на занятиях дома. Повторяйте стишки, слова, фразы, пойте песенки, которые ребенок изучал на занятиях. Попросите педагога, чтобы он давал Вам такие домашние задания. Вы сможете таким образом закреплять пройденный материал и повышать эффективность занятий в развивающих центрах

4. Занятия с педагогом дома

Плюсы домашнего педагога относительно занятий в развивающих центрах:

  • Ребенок не устает от дороги до занятий
  • Ребенок находится в домашней обстановке, ему не нужно привыкать к новому месту
  • Педагог уделает полностью все внимание Вашему ребенку, находит для него индивидуальный подход
  • Ребенок не рискует подхватить лишний раз простудное заболевание от своих сверстников во время занятий

Минусы домашнего педагога относительно занятий в развивающих центрах:

  • Развивающие центры часто имеют специально оборудованные игровые зоны для подвижных игр детей, чего может не быть в Вашем доме (но можно компенсировать этот минус, проявив немного фантазии со стороны педагога или родителей)
  • Отсутствие возможности дополнительного общения со сверстниками (но это актуально только, если педагог занимается только с Вашим ребенком (можно объединиться с друзьями, у которых есть дети)), или ребенок не имеет возможностей регулярного общения со сверстниками (можно компенсировать другими занятиями, детским садом, походами в гости и т.д.))

При выборе педагога нужно учитывать практически те же факторы, что и при выборе развивающего центра (методика обучения, количество двигательной активности во время занятия, наличие творческих заданий во время занятий, личность педагога и его контакт с ребенком)

5. Занятия в обычном детском саду

Такие занятия обычно дополнительно оплачиваются родителями и не входят в стандартную стоимость посещения детского сада. Стоимость это относительно небольшая. Эффективны такие занятия однозначно могут. Но все очень сильно зависит от воспитателя или педагога, который занимается с детьми.

Плюсы занятий в обычном детском саду:

  • Если Ваш ребенок ходит в обычный детский сад и там с ним занимаются иностранными языками, то какой бы не была методика и каким бы не был педагог – это замечательно! И уж точно Вашему ребенку не навредит. Но в одних детских садах занятия организованы лучше, в других хуже.
  • Занятия могут быть короткими и достаточно частыми
  • Ребенок хорошо знаком с обстановкой, педагогом и группой, то есть он не тратит время на адаптацию к этим факторам, а сразу может приступать к занятиям

Минусы занятий в обычном детском саду:

  • Группа детей очень большая, педагог вряд ли сможет уделить достаточное внимание каждому ребенку. Более активные дети однозначно будут переключать внимание на себя.

Если у Вас есть возможность выбирать между несколькими детскими садами, где есть занятия иностранными языками, то выбирайте по тем же принципам, что перечислены в разделе про развивающие центры (методика, наличие двигательной активности, творческие задания и личность педагога). Если выбора нет, то Вы можете просто порадоваться, что с Вашим ребенком занимаются в детском саду иностранными языками. Не упускайте такую возможность.

Если Вы найдете общий язык с педагог иностранного языка в детском саду, то можете поделиться с ним какими-то своими материалами и идеями по обучению детей. А также дома Вы можете заниматься с ребенком дополнительно, чтобы компенсировать какие-то недостатки занятий в детском саду или чтобы просто усилить их эффект. Для этого попросите у педагога в детском саду домашние задания для Вас или подбирайте что-то сами. Как раз в следующем пункте речь идет о самостоятельных занятиях дома.

6. Самостоятельное обучения ребенка родителями

Это, пожалуй, самый доступный в материальном плане способ. А также один из самых эффективных. Но на него, к сожалению, крайне редко решаются сами родители. Либо они считают, что не обладают достаточными знаниями учить ребенка, либо не знают, как это делать. Но обе эти проблемы решаются довольно просто.

А преимущества неоспоримы:

  • Ваш ребенок доверяет Вам больше всех, и учиться у Вас ему проще всех.
  • Ничто так не мотивирует ребенка учиться чему-то, что умеют делать его родители, потому что дети в этом возрасте больше всего любят подражать своим родителям
  • Никто лучше Вас не знает Вашего ребенка, поэтому Вы лучше всего сможете сделать занятия интересными именно ему
  • Вы сами вольны выбирать именно ту методику, которая по Вашему мнению является самой эффективной и подходящей именно Вашему ребенку
  • Вам проще всего организовать занятия дома в домашней обстановке в удобное время для Вас и ребенка. Так часто, как это возможно.
  • В этом возрасте дети по-прежнему не способны надолго сосредотачивать свое внимание. Самые эффективные занятия длятся 5-20 минут. А для того, чтобы занятия иностранными языками были эффективными, нужно заниматься по чуть-чуть, но часто. Желательно пару раз в день. Такого педагога, который будет приходить к Вам не на долго, но часто найти сложно. К тому же любой учитель должен найти подход к ребенку, войти в круг его доверия, а на это нужно время. Понадобится скорее всего не одна встреча, чтобы ребенок стал готов заниматься с учителем.
  • В конце концов, Вы сами можете существенно улучшить свои знания иностранного языка, пока занимаетесь с ребенком. Ведь для изучения иностранного языка самое важное – это сильная мотивация. Ради себя нам многое лень делать, но ради своего ребенка мы готовы свернуть горы, в том числе и заговорить на иностранном языке и даже не на одном!

Минусы, конечно, тоже есть:

  • Родители должны хотеть заниматься с ребенком иностранными языками. Без сильной мотивации родителей, ничего не получится.
  • Родителям придется тратить какое-то время на подготовку материалов для занятий и изучения языка, если они сами не владеют данным языком
  • Не имея достаточного опыта в этом вопросе, можно сделать занятия не такими эффективными, как могло бы быть

Но! По моему глубокому убеждению, даже если родители занимаются с ребенком иностранными языками редко, мало и «неправильно», то это все равно лучше, чем не делать этого вообще. Так как в первую очередь это лишний повод провести время со своим ребенком. А также единственное дело, которое стоит делать даже очень плохо, это говорить на иностранных языках. Лучше говорить плохо на любом языке, чем не говорить вообще! Любое знание иностранного языка развивает мышление и память, а также может быть полезно в определенных жизненных ситуациях.

Поэтому идеальная ситуация, когда с ребенком занимается кто-то из ближайших родственников. Для того, чтобы начать заниматься с ребенком иностранными языками, необязательно обладать серьезными знаниями иностранного языка.

Полезные статьи на эту тему

На сайте LingvaChild есть уроки на 5 языках, по которым родители смогут заниматься иностранными языками с детьми 2+ при любом уровне собственных знаний. Ссылка на уроки здесь.

Как сэкономить на самостоятельных занятиях дома

  • Необязательно покупать специальные материалы для занятий (например, карточки и картинки). Ваш дом и мир вокруг него – это бесконечный источник бесплатных материалов для занятий. Чтобы объяснять ребенку слово чашка на иностранном языке, не нужна карточка, нужна просто чашка с Вашей кухни, а лучше несколько, чтобы показать, что все эти разные по форме и цвету чашки на иностранном языке также называются одним словом.
  • Книги на иностранных языках можно брать в библиотеке, а не покупать (если таких библиотек в Вашем городе нет, то заказывайте книги через интернет, объединяйтесь с другими родителями – покупайте одну книгу на двоих или на троих и меняйтесь. Книги ребенку нужны обязательно!)

Конечно, вовсе необязательно использовать в чистом виде лишь один вариант обучения. Их можно комбинировать. Например, к Вам на дом может пару раз в неделю ходить педагог, или Вы можете водить ребенка пару раз в неделю на занятия в развивающий центр, но при этом Вы будете закреплять с ним полученные знания дома. То есть выполнять какие-то задания дома, используя материалы педагогов Вашего ребенка или применяя собственные идеи. Вы можете путешествовать не часто, а раз в год, но в страну, где Ваш ребенок может потренировать свои знания иностранного языка.

В любом случае в нашем современном мире занятия иностранными языками можно сделать очень доступными в материальном плане, и при этом очень эффективными и интересными для детей. Ищите подходящие варианты именно Вашей семье.

Оставить комментарий