Яндекс.Метрика

Как развить правильное произношение у детей старшего школьного возраста?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

произношение у детейВ первый момент контакта с иностранцем наш уровень знания языка оценивают именно по произношению. Ведь если сказать абсолютно правильно фразу с точки зрения смысла и грамматики, но произнести ее неправильно, нас все равно никто не поймет. Поэтому произношению стоит уделять чуть ли не большее внимание, чем увеличению словарного запаса и изучению грамматики.

Изучая учебники и читая книги, можно добиться больших успехов в знании языка. Вы сможете бегло читать без словаря и писать отличные тексты, но без разговорной практики Вам не добиться беглой речи и правильного произношения.

Для развития правильного произношения необходимо слышать правильное произношение, различать оттенки звуков, вычленять различия между похожими звуками. Но однозначно ложным является мнение, что если многократно услышать произношение иностранной речи, то можно начать разговаривать на этом языке без акцента. Это глубокое заблуждение. Без тренировки у Вас вряд ли это получиться. Ведь если Вы будете регулярно слушать хорошее пение, то без тренировки или особого дара Вы никогда не сможете спеть на таком же уровне.

Как же добиться хорошего произношения? Для этого существует несколько способов.

1. Регулярное прослушивание правильной речи и вычленение похожих звуков, а затем повторение целых фраз и выражений. Для прослушивания можно использовать радио, аудиокурсы, аудиокниги, фильмы с субтитрами и телепередачи. Важно не просто слушать, а нажимать на паузу и повторять. Важно повторять именно фразы, а не отдельные слова, т.к. правильное произношение включает ударение на отдельные слова во фразе и ритм речи. Чаще всего у детей и подростков не хватает самоконтроля и самодисциплины для подобных регулярных занятий. Конечно, заставлять не стоит. Если ребенок готов хотя бы смотреть фильмы или телепередачи на иностранном языке и слушать аудиокниги, то это уже очень хорошо. Это будет развивать его пассивный словарный запас и слух. Вы можете предложить повторять интересные фразы и выражения, но настаивать не стоит. Ведь для детей это занятие не является особенно увлекательным. Хорошо уже то, что ребенок слышит правильную оригинальную речь, а в фильмах и передачах видит, как работают лицевые мышцы при произнесении тех или иных звуков. С этим знанием уже будет легче учиться говорить правильно.

Правильное произношение у детей и подростков развивается эффективнее через второй способ.

2. Общение на иностранном языке с носителями языка.

А) «Погружение» в среду языка на долгое время.

На долгое время означает на период более 2-3 месяцев. Это возможно, если вся семья едет на какое-то время пожить в другую страну. Либо если ребенок едет учиться или проходить практику заграницей. Существует множество программ обучения за рубежом, которым следует посвятить отдельную статью. Практика актуальна для студентов. Ее можно найти через собственный университет, а можно и подобрать самостоятельно. Множество зарубежных фирм публикует подобные предложения на своих сайтах, куда можно отправить свое резюме. А можно и самостоятельно разослать письма с резюме в разные фирмы, которые находятся в том городе, где бы Вы хотели найти практику.

Жизнь за границей в течение длительного времени это самый быстрый и естественный способ изучения языка. Самое главное в этой ситуации, стараться как можно больше контактов иметь с местным населением. Не лишним будет каждый день делать записи новых слов и фраз, а затем повторять их дома перед сном или в общественном транспорте. Тогда всего через пару месяцев можно добиться такого произношения, что Вас или Вашего ребенка в коротких диалогах начнут принимать за местного жителя.

Б) «Погружение» в среду языка на короткое время

В первую очередь это возможно во время путешествий. Выбирайте страны для путешествий, где говорят на языке, который Вы или Ваш ребенок изучаете. Старайтесь использовать любую возможность использовать свои знания и знания ребенка во время путешествия. Важен любой опыт: поздороваться с персоналом отеля, заказать сок, спросить дорогу, спросить цену на какой-то товар и т.д. В любом случае это практика общения, это преодоление страха начать говорить на другом языке.

Но таких коротких диалогов, конечно, недостаточно. Старайтесь знакомиться с местным населением во время путешествия, особенно старайтесь помогать находить контакт Вашим детям с их сверстниками. Люди и особенно дети всегда проявляют интерес к иностранцам и с радостью захотят пообщаться с Вами. Проще всего это сделать в отеле, где Вы остановились. Обычно если люди уже несколько раз видели друг друга за завтраком и пару раз просто другу улыбнулись, то разговориться у бассейна или на пляже уже намного проще. Можете открыто сказать, что Вы и Ваш ребенок изучаете их язык, обожаете его и мечтаете поговорить на нем. Вам скорее всего не откажут. Если Вам удастся подружиться, то Вы обеспечите себе и своему ребенку постоянную практику во время всего отпуска. Общайтесь с персоналом отеля. Сотрудники отеля всегда радушно настроены к постояльцам. Выбирайте небольшие семейные отели, в таких отелях всегда проще налаживать контакты с хозяевами и их гостями.

 В) Дистанционное общение с носителями языками.

Сюда относятся разговоры по телефону, через Skype и любые аналогичные формы связи. Откуда же взять иностранцев, желающих общаться с Вами и Вашими детьми по телефону или через Skype? Способов существует множество. Сохраняйте контакты тех, с кем познакомились в путешествиях. В международных социальных сетях (таких как facebook) существуют группы, среди которых Вы можете найти что-то интересно Вам и Вашему ребенку. Через какое-то время можно найти в этих группах и друзей, сначала по переписке, а потом и для телефонного общения. Дети, а особенно подростки, быстро находят друзей по интересам. Дайте им только идею, дальше они сами все сделают.

Также существует множество людей, которые готовы за отдельную плату, учить Вашего ребенка через Skype своему языку. Обычно суммы это небольшие, гораздо меньшие, чем Вы бы заплатили репетитору-носителю языка.

Г) Курсы, которые ведут носители языка. Или подобные индивидуальные занятия с репетитором.

Индивидуальные занятия обычно довольно дороги. Но и у курсов есть свои минусы. Если в группе есть более активные ученики, то у Вашего ребенка будет намного меньше возможности тренировать свои речевые навыки. И еще одним существенным минусом является то, что в группе ребенок может «позаимствовать» ошибки в произношении от своих одногруппников.

Можно также привлечь за символическую плату стундетов-иностранцев, которые обучаются в Ваших местных ВУЗах. Разместите объявление в фойе ВУЗа, или почитайте объявление, которые там уже есть.

3. Общение на иностранном языке не с носителями языка.

Если второй способ Вам не удалось реализовать в полной мере, то надо постараться обеспечить ребенку практику общения на иностранном языке с теми людьми, кто просто имеет достаточно хорошее произношение. Обращаю внимание, что большое значение имеет именно хорошее произношение. У ребенка хватит и своих ошибок, чтобы еще присваивать и чужие.

Если Вы сами обладаете хорошим произношением и можете заинтересовать своего ребенка говорить с Вами на этом языке, то это замечательно. Используйте эту возможность. Но чаще всего дети в старшем школьном возрасте не хотят общаться со своими родителями дома на иностранном языке. Если в Вашей семье это не принято, то не стоит мучить ни себя, ни ребенка.  Лучше обратиться к услугам соответствующих педагогов – на курсах или к репетиторам.

Подведем итоги: главное слышать правильную речь и постоянно тренироваться говорить. Только через тренировки можно добиться успехов в произношении. А если сделать этот процесс увлекательным для ребенка, то его успехи Вы заметите довольно быстро.

Оставить комментарий