Яндекс.Метрика

Как начинать заниматься с подростками иностранными языками

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

обучение подростков языкамЧаще всего к подростковому возрасту дети уже имеют опыт изучения иностранного языка, даже если с ними специально до этого не занимались родители. И этот опыт обычно дает им школа. Но результат этого опыта бывает разным.

Обычно вопрос начала занятий с подростком иностранными языками возникает в двух диаметрально противоположных ситуациях:

1. с изучением первого иностранного языка все так хорошо, что хочется начать изучать второй

2. с изучением первого иностранного языка все так плохо, что  нужно заниматься им практически с самого начала.

Обе эти ситуации нужно разбирать отдельно. Но перед этим нужно рассмотреть психологические особенности подросткового возраста и их влияние на процесс обучения.

Психологические особенности подростков

Когда дети достигают подросткового возраста, родители очень часто сталкиваются с тем, что не могут оказывать больше существенное влияние на процесс обучения своих детей. Тем более очень сложным оказывается учить собственного ребенка. В редких семьях это не вызывает конфликта между подростком и его родителем. Но это происходит не от того, что подростки не способны учиться. Они любят учиться, но не под контролем педагогов и родителей. Входя в подростковый возраст внимание и память становятся только лучше, но меняется мотивация к обучению.

Характерной особенностью подростков является то, что они очень любознательны, они открыты для всего нового, но при этом закрыты для тех знаний, которые навязываются им другими людьми (учителями, родителями). Они с упоением изучают море информации в интернете и книгах, но на темы, изучаемые в школе. Они стремятся узнать как можно больше обо всем, но редко систематизируют полученные знания.

Они готовы учиться не ради оценки, они готовы учится, если им интересно, если полученные знания находят отклик в их душе.

Они не хотят замечать, что еще отличаются от взрослых людей, они хотят, чтобы взрослые относились к ним как равным. Но при этом чаще всего они требуют равных прав, а не обязанностей. Они отвергают любой контроль и помощь.

Подростки больше всего ориентированы на развитие своих коммуникативных навыков. Они стремятся как можно больше времени проводить со своими сверстниками. Именно от них они готовы получать знания.

Подростки больше любят практические знания, теории их занимают намного меньше. Они стремятся в экспериментах находить подтверждение полученным знаниям.

Все эти психологические особенности необходимо учитывать при выборе подхода к обучению подростка иностранным языкам.

В первую очередь нужно думать о его мотивации. Он должен понимать, как сможет применить эти знания в жизни сегодня, а не через много-много лет. Он должен иметь реальную возможность общаться на иностранном языке и желательно со сверстниками. Ему необходимо читать литературу на иностранном языке, которая связана с его интересами. Если Ваш ребенок увлекается фотографией, можно купить для него профессиональную книгу на иностранном языке, посвященную этому вопросу. Если подростку будет интересно содержание книги, он освоит любую сложнейшую лексику.

Подробнее о данной теме можно узнать в статье «Как развить интерес к изучению иностранных языков у подростков»

Нет смысла заставлять подростка учить иностранный язык, он должен сам этого хотеть. А уж если он этого захочет, то задача родителей будет состоять только в том, что обеспечить ребенка необходимыми учебными материалами (книги, пособия) и практикой общения (курсы, путешествия, международные социальные сети).

1. Изучение подростком второго иностранного языка

Если подросток смог хорошо освоить один язык, то скорее всего для него не будет проблемой освоить второй, третий и т.д. Но чтобы сделать этот процесс эффективнее, нужно правильно его организовать.

Существует 2 эффективных способа для подростков:

1. Изучение иностранного языка в группе сверстников (если обеспечивается постоянная практика общения на иностранном языке, желательно с носителями языка)

2. Изучение иностранного языка самостоятельно (если используется активно чтение на иностранном языке, а также есть возможность практиковаться в устной речи с носителям языка)

Первый способ требует от родителей определенного вложения денежных средств, т.к. изучение иностранного языка в группе сверстников эффективно тогда, когда занятия организованы достаточно интенсивно и насыщенно, при этом занятия ведет носитель языка. А такие занятия стоят недешево. Либо когда изучение иностранного языка идет в стране, где говорят на этом языке (см. статью «Учеба за границей или метод погружения: как сделать обучение эффективнее»). И за границу отправить своего ребенка на долгое время не все могут себе позволить. Сэкономить можно только если выиграть стипендию от своего или иностранного ВУЗа. Поэтому сами родители заинтересованы, чтобы найти подобную программу. Но редко такое возможно при изучении языка с нуля.

Самостоятельное изучение языка актуально, только если подросток очень заинтересован в его изучении и обладает большой самодисциплиной и самоорганизацией, в противном случае процесс может сильно затянуться. Родители здесь могут помочь в усилении его мотивации (например, при наличии прогресса в обучении будут путешествия или учеба в страну, где говорят на этом языке). Самодисциплина и самоорганизация больше имеют отношение к воспитанию. А лучший способ воспитания подростка — это собственный пример.

Самостоятельное изучение можно начинать по самоучителю. Через пару десятков страниц самоучителя можно переходить к чтению книг (см статью «Как чтение помогает в изучении иностранных языков»). Парочки прочитанных книг уже позволяет похвастаться знанием существенного запаса слов и грамматических правил. После этого важно подключать разговорную практику.

2. Исправление запущенной ситуации у подростка с первым иностранным языком

Если у подростка явные проблемы с изучением иностранного языка, то однозначно есть проблемы с его мотивацией и подходом к обучению.

Если ребенок не готов заниматься с родителями, то родители могут повлиять только на его мотивацию (см. статью «Как развить интерес к изучению иностранных языков у подростков»). При правильной мотивации проблема может решится сама собой. Если все же у подростка остаются проблемы именно с самим материалом, то лучше всего привлекать репетиторов-носителей языка, которые сами не намного его старше. Пригласите студента-иностранца из местного ВУЗа. Или поучаствуйте сами в программе обмена и пригласите школьника из другой страны пожить у себя какое-то время.

Очень хорошо, если Вы сами обладаете достаточными знаниями для обучения своего ребенка иностранному языку и он готов с Вами заниматься. Обучение дома следует организовать следующим образом.

Последовательность:

1. Выявить уровень знаний иностранного языка, понять с какого момента начинаются пробелы в знаниях.

2. Начать изучение материала раньше того места, где возникли пробелы в знания, даже если это будет означать изучение алфавита, правил чтения и письма. Можно использовать школьный учебник, по которому занимается ребенок, а можно и заниматься по своей собственной программе. Как Вам удобно. Важно избавить подростка от неприязни к языку, показать ему, что он может говорить, что это все реально.

3. Строить занятия лучше на диалогах (а не на письменных заданиях) на темы, интересные для Вашего ребенка. Где ему захочется высказать свое мнение.

Ваша основная задача: разговорить ребенка, дать ему почувствовать как из слов рождаются фразы, что на другом языке можно передавать свои мысли, свое мнение. Грамматику он сможет выучить и в школе, там этому придается большое значение. Когда справитесь с основными сложностями, сразу переходите к чтению книг на иностранном языке. Книги — это лучший учитель для подростков. Это позволяет наедине с собой без контроля со стороны взрослых открывать для себя много нового, а язык учить как бы между прочим, на ходу.

Оставить комментарий