Яндекс.Метрика

Как начинать заниматься с детьми от 6 лет иностранными языками

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

обучение младших школьников языкамДолжен ли подход к обучению иностранным языкам младших школьников отличаться от подхода к обучению малышей 3-5 лет? Принципиально нет. Но все же эти возрастные группы имеют существенные отличия друг от друга. Основные отличия связаны с психологическими особенностями развития внимания, воображения, памяти и мышления, а также с уровнем интеллектуального развития детей.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста (6-11 лет)

Внимание детей дошкольного возраста

В полтора года ребенок может сосредоточится не более чем на 14 минут, а к 6-7 годам ребенок уже может быть в состоянии сосредотачиваться на какой-то интересной для него деятельности до 1,5-3 часов. Конечно, если Вы предложите ребенку какой-то скучный монотонный труд, то внимание его отключится почти мгновенно. Поэтому занятия иностранными языками в этом возрасте можно существенно увеличивать во времени, но обязательно делать их интересными и увлекательными для ребенка. Оптимальным временем  для продуктивного занятия являются 35 минут, а перерывы до следующего любого занятия, требующего внимания, должны быть не менее 20 минут.

Также улучшается концентрация внимания ребенка. В 3 года он отвлекается от 10-минутной игры 3-4 раза, а в 6 лет уже 1-2 раза. Поэтому чтобы не потерять внимание ребенка, переключать различные виды деятельности с детьми младшего школьного возраста можно реже во время занятий.

Малыши в основном обладают непроизвольным вниманием, т.е. могут сосредоточиться только нам чем-то ярком, подвижном, необычном. А начиная с 6 лет, у детей активно развивается произвольная память, т.е. они могут сознательно на чем-то сосредотачиваться. Поэтому занятия уже могут быть не только игровыми, но включать и чтение, и письмо на иностранном языке.

Память детей младшего школьного возраста

С 6 лет у детей наряду с эмоциональной памятью начинает развиваться образная память. Дети начинают держать в памяти образы, которые их сильно впечатлили. Но по-прежнему они лучше всего запоминают то, что вызвало у них эмоциональный отклик.

Мышление детей младшего школьного возраста

Исследования известного советского психолога Выготского Л.С., доказывали, что двуязычие может быть фактором, благоприятно влияющим на развитие родного языка ребенка и его общий интеллектуальный рост. Для каждого из двух языков в психике ребенка формируется своя область применения, особого рода установка, которая мешает смешиванию двух языков.

Дети в возрасте до 5 лет учат иностранные языки интуитивно (см. статью «Как заниматься с детьми от 3 лет иностранными языками?»), т.е. они не задумываются, почему нужно сказать так, а не иначе. Они просто запоминают слова и целые фразы, ассоциируя их с конкретными ситуациями. Так же мы все учили и родной язык. Например, если спросить у человека, который никогда не учил грамматику родного языка, почему нужно сказать так, а не иначе, то он не сможет Вам объяснить. Он просто знает, что правильно сказать именно так. Поэтому если в раннем возрасте учить ребенка иностранным языкам, используя максимально естественный подход (избегая перевода и объясняя правила только через конкретные примеры, не вдаваясь в логику самих правил), то дети осваивают язык довольно быстро и легко. Доказательство этому можно увидеть в лице маленьких детей иммигрантов. Эти дети без особых дополнительных занятий начинают говорить на втором и даже на третьем языке. Если же учить такого ребенка отдельным словам, не связывая их в речь, не обыгрывая их в жизненных ситуациях, то такой ребенок либо не заговорит вообще и сможет называть только отдельные слова, либо забудет и их.

Чем старше становится ребенок, тем он более аналитическим путем начинает изучать иностранный язык. Он ищет логические связи, аналогии в родном языке. Он хочет не просто запоминать, как надо говорить, он хочет понимать, почему так надо говорить. Поэтому детям в более старшем возрасте, уже можно объяснять грамматические правила, но всегда их нужно подкреплять огромным количеством примеров, да и к самим правилам стоит переходить только тогда, когда ребенок уже видел эти грамматические структуры в реальной речи.

Подготовка к занятиям

Обязательно воспользуйтесь советами по подготовке к занятиям иностранными языками из статьи  «Как заниматься с детьми от 3 лет иностранными языками?»

В возрасте от 6 лет большее значение в обучении начинают играть наглядные пособия. Очень хорошо использовать в качестве таких пособий книги с большим количеством картинок, но без текста, где есть целые сюжетные линии, которые ребенок с помощью своего воображения может описывать собственными словами. Такие пособия полезны как для развития собственной речи, так для развития иностранной речи. В этом возрасте дети уже читают книги на родном языке, поэтому нужно как можно раньше начинать их приучать читать книги и на иностранном языке. (Полезные статьи на эту тему: «Как чтение помогает в изучении иностранного языка?» и  «Как развить у ребенка интерес читать на иностранных языках?») Как только Вы изучите вместе минимальный набор слов и грамматических структур, можно будет переходить к чтению самых простых книг на иностранном языке, рассчитанных на детей 3-5 лет, а затем и переходить к книгам, соответствующим возрасту Вашего ребенка. Поэтому хорошо было бы запастись такими книжками заранее (купите парочку или посмотрите есть ли такая литература в местной библиотеке).

Очень важно организовать Ваш режим дня так, чтобы занятия иностранными языками имели в нем свое четкое место. Тут многое зависит от наличия свободного времени у родителей, от их графика работы и домашних забот. Лучше чтобы занятия были ежедневными хотя бы по 15 минут, а пару раз в неделю по по 25-35 минут. Конечно, если ребенку нравятся эти занятия, Вы можете заниматься и чаще, но старайтесь ограничивать занятия по времени, или делать перерывы между ними по 20 минут, переключая ребенка на другие занятия.

Ритуалы перехода на иностранный язык

Ритуалы перехода на иностранный язык для детей младшего школьного возраста не менее важны, чем для детей 3-5 летнего возраста. Примеры таких ритуалов также можно найти в статье статьи  «Как заниматься с детьми от 3 лет иностранными языками?»

Первые занятия иностранным языком

Если Ваш ребенок уже знает буквы родного языка и даже читает, то можете с первых же занятий познакомить его и с иностранным алфавитом и правилами чтения, но это вовсе необязательно. Занимайтесь сразу буквами только если это действительно вызывает интерес у ребенка. Знать буквы и уметь читать на иностранном языке, это очень полезно для его изучения. Но если ребенок не заинтересовался их изучением, то Вы можете отложить это занятие до тех пор, пока Вы не освоите минимальные навыки разговорной речи. Но даже если буквы Вам еще не знакомы, или знакомы не все буквы, не бойтесь использовать в занятиях карточки и книги, где наряду с картинками есть подписи с соответствующими словами на иностранном языке. Если ребенок будет регулярно видеть одни и те же сочетания пусть и незнакомых букв, и слышать, как звучат эти слова, то Вам практически не придется учить его специально читать.

Начинать изучение иностранного языка нужно в игровой форме. Нужно стараться не использовать перевода. Начинайте изучение с самых простых диалогов, постепенно увеличивая количество используемых слов. Не требуйте от ребенка сразу повторять за Вами и участвовать в этих диалогах. Делайте сценки с игрушками, пусть игрушки говорят с Вами или друг с другом. У ребенка это вызовет настоящий восторг, он будет с интересом наблюдать за Вашей игрой, а потом захочет и поучаствовать. Старайтесь много раз повторять одни и те же фразы, добавляйте побольше собственных эмоций, избегайте перевода. Если ребенок из сюжета Вашей сценки будет понимать смысл слов, то он лучше их запомнит, чем если Вы будет постоянно все дублировать на родном языке. А также такая игра развивает аналитические способности ребенка, его мышление, логику и память.

Полезно также использовать мультики, рассчитанные на 2-3 летних детей-носителей изучаемого языка. На первых порах мультики должны быть короткими. Смотреть их нужно несколько раз, обязательно делать это вместе с ребенком. Потом обыгрывать ситуации, увиденные в мультике, чтобы увиденное закрепилось в памяти у ребенка. Через какое-то время, когда Вы поймете, что ребенок уже обладает небольшим словарным запасом хотя бы на уровне понимания, Вы можете включать ему длинные мультфильмы на иностранном языке, начинайте с его любимых мультфильмов,  слова которых он знает наизусть на родном языке. Повторяйте просмотр одного такого мультфильма несколько раз в течение нескольких недель до того, как начать смотреть что-то еще. Хорошо было бы потом также обыгрывать диалоги из мультфильма, чтобы закрепить словарный запас.

Чем старше становится ребенок, тем меньше он готов запоминать бессмысленные вещи. Поэтому нужно уже стремится связывать иностранные языки с его интересами, с его жизнью, тогда эффект от обучения будет выше.

Дети младшего школьного возраста уже обладают большими познаниями о мире, у них уже много собственных интересов. Ориентируйтесь в выборе тем для занятий на них. Например, если ребенок любит машинки, включайте ему мультики на иностранных языках про машинки. Разглядывайте картинки с машинками и подбирайте подходящие диалоги на иностранном языке. Делайте сценки про автосервис или мойку. Но не зацикливайтесь на этой теме, она нужна Вам  для того, чтобы вызвать первый интерес к иностранному языку.

Старайтесь с самого начала учить ребенка не отдельным словам, а фразам, а затем комбинируйте эти фразы. Учите его сразу говорить. Пусть сначала будет много грамматических ошибок, это неважно. Вы поправите это позже. Главное для ребенка и для Вас — это почувствовать, что Вы можете общаться на иностранном языке, что Вы можете преодолеть языковой барьер. Словарный запас будет копиться постепенно, грамматика тоже освоится. Но вот разговорный навык возникнет, только если говорить, участвовать в диалогах, высказывать свое мнение, а не называть отдельные слова и вставлять глаголы в нужной форме в бессмысленные предложения.

Поэтому говорите с ребенком на иностранном языке с первых дней начала занятий. Играйте с ребенком в иностранные языки. И прогресс в его знаниях не заставит себя долго ждать.

Оставить комментарий