Яндекс.Метрика

Что делать, если ребенок не хочет заниматься иностранными языками

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

ребенок не хочет учить языкиВполне возможна ситуация, когда родители хотят и могут заниматься с ребенком иностранными языками, но не хочет сам ребенок. Что же делать? Если заставлять, то никакого эффекта все равно не будет. Конечно, заставлять заниматься не стоит ни в коем случае. Но как же изменить эту ситуацию? Скорее всего нужно просто поменять подход к обучению. Нужно сделать так, чтобы ребенку стало интересно.

Рекомендации:

1. Измените начало занятия

Не стоит начинать с вопроса: «Хочешь позаниматься английским (или любым другим языком?» Скорее всего Вы услышите: «Нет». Особенно такой ответ вероятен, если у ребенка уже был негативный опыт от таких занятий. Но даже если Вам удавалось проводить с ребенком веселые и увлекательные занятия, ребенок может ответить «нет». Просто наши дети в возрасте от 2-3 лет учатся говорить «нет», им доставляет удовольствие осознание того, что они могут что-то изменить, могут отказаться от чего-то. Они могут даже хотеть что-то поделать, но соблазн говорить «нет» на любое предложение слишком велик. Дети самоутверждаются таким образом. Они учатся позиционировать себя как отдельную личность с правом выбора.

Поэтому не спрашивайте, просто начинайте. Вам обязательно нужен ритуал перехода к занятиям иностранными языками, но это должен быть не вопрос. Это может быть песенка или стишок на этом языке, которая нравится ребенку, перечисление каких-то понятий на родном языке, а потом на иностранном (цветы, части тела, алфавит и т.д.). А может быть какая-то фраза, но фраза не должна содержать слова «учить» и «заниматься». Лучше сказать: «А теперь поиграем в английский язык. Now we play English» Или придумать что-то свое с аналогичным смыслом.

Ритуалы перехода на иностранный язык можно периодически менять. Когда Вы видите, что ребенку очень нравится какая-то песенка, стишок, считалка или игра, то сделайте из них новый ритуал, чтобы сразу порадовать ребенка.

И не расстраивайтесь сразу, если ребенок тут же не заинтересовался. Начинайте игру на иностранном языке сами. Если игра будет интересной, ребенок к Вам присоединится.

2. Играйте в иностранные языки, а не учите их

Занятие должно быть обязательно игровым или творческим. Ребенок вообще не должен замечать, что занимается иностранным языком.

Не нужно объяснять правила грамматики, не нужно переводить слова. Чтобы освоить грамматику, нужно просто употреблять эти правила в речи, ведь мы специально не учим детей правилам родного языка (Полезная статья на эту тему «Как учить грамматику с дошкольниками»). Чтобы понять и запомнить слово, нужно показать соответствующий предмет, действие, эмоцию, картинку. Объясняйте так, будто говорите с человеком, не знающим Вашего родного языка. У детей очень хорошо развита ассоциативная память. Когда они видят яблоко и им называют его на иностранном языке, они запомнят это слово лучше, чем если его объяснять с переводом на родной язык.

Каждое занятие должно быть игрой, где нужно петь, двигаться, что-то угадывать, что-то называть или показывать. Рисуйте, лепите, делайте поделки, и озвучивайте это на иностранном языке по ходу дела. Читайте сказки с картинками. Смотрите мультики без перевода. Забудьте про учебники и тетрадки. Ребенок должен играть в иностранный язык, а не учить его. Это для него самый естественный и эффективный способ познавать мир.

3. Не ставьте себе четких целей и сроков в процессе обучения

Не стоит составлять заранее строгий учебный план. «За столько-то занятий мы выучим столько-то слов и разберем столько-то грамматических правил, мы выучим столько-то стишков и песенок».

В первую очередь Вы должны ставить перед собой цель: приятно провести время с ребенком и привить ему интерес к иностранным языкам. Иностранные языки учатся легко только, если есть достаточная мотивация и они вызывают положительные эмоции, а не нагоняют тоску и отвращение.

Все дети разные. Кто-то осваивает материал быстро, кто-то медленно. Ориентируйтесь только на своего ребенка, а не на детей подруги.

В совершенстве выучить иностранный язык невозможно. Но знание иностранного языка на любом уровне будет очень полезно Вашему ребенку. Любые Ваши усилия будут не напрасны. (полезная статья на эту тему «Роль иностранных языков в раннем развитии детей»)

4. Измените расписание занятий

Чтобы ребенок заговорил, надо заниматься часто, но по чуть-чуть. Лучше каждый день по 5-10 минут, чем раз в неделю по одному часу. Регулярность занятий тут важнее, чем их продолжительность. Поэтому стремитесь именно к частоте занятий, а не к тому, чтобы ребенок был готов заниматься часами. К тому же удержать внимание ребенка на 5-10 минут всегда проще, чем делать это в течение часа. В итоге ни Вас, ни Вашего ребенка больше не будут пугать перспективы занятий иностранным языком. Занятия будут настолько короткими, что никого не успеют утомить или расстроить (полезная статья на эту тему «Как начинать заниматься иностранными языками с детьми от 3 лет»)

5. Делайте все вместе с ребенком

Ребенку важно видеть Ваше участие в процессе. Дети лучше всего учатся, когда повторяют за родителями.

Если Вы смотрите какое-то обучающее видео, и в нем требуется повторять слова, петь или выполнять какие-то движения, то делайте их вместе с ребенком. Причем делайте это с желанием и радостью на лице. Вам нужно убедить ребенка, что это весело, что это интересно. За компанию все делается лучше.

Пойте вместе песенки, танцуйте вместе, рисуйте вместе. Ребенку захочется просто проводить с Вами больше времени за общим занятием.

6. Добавьте побольше собственных эмоций в голосе, в мимике, в движениях

Занятия должны быть сказочными и театральными. А это значит, что Ваши эмоции должны быть яркими. Не стесняйтесь. Устраивайте представления с игрушками, меняйте свой голос на писклявый или бас. Меняйте свою мимику, пока рассказываете стишки. Добавляйте движения к песенкам. Ребенку будет невероятно интересно увидеть Вас в этом необычном амплуа, и уже только это может заставить его полюбить занятия иностранными языками.

У детей очень сильно развита именно эмоциональная память, они выделяют и запоминают только ярко эмоционально окрашенные слова. Попробуйте на родном языке рассказать анекдот, который насмешит всех взрослых. Ребенок может не понять смысл анекдота, но будет повторять и повторять его, только потому что видел, какое впечатление он на всех произвел. Используйте эту особенность детей и для учебного процесса.

7. Добавьте волшебства и смеха в Ваши занятия

Используйте сказочных персонажей в занятиях, придумывайте невероятные приключения с ними. Подбирайте смешные картинки или рисуйте их сами для объяснения какого-то слова. Допустим, объясняя части тела, рисуйте невероятных существ с руками на голове, огромными ушами, невероятно длинными ногами, зелено-красными волосами и т.д. Все это озвучивайте на иностранном языке. Ребенку будет смешно и весело, он будет готов предлагать свои невероятные идеи. В итоге Вы не только освоите новую лексику, но и будете развивать фантазию и воображение Вашего ребенка, что тоже очень важно для его развития (полезная статья на эту тему «Как рисование может помочь в изучении иностранных языков»)

8. Не бойтесь изменить сценарий занятия, если этого хочет ребенок

Если Вы начали одно задание, а ребенок меняет в нем по ходу дела правила, то не заставляйте его делать только так, как Вы это запланировали. Будьте гибкими. Но при этом не бойтесь менять направления желаний ребенка. К примеру, Вы поделали что-то, как он хотел, а потом предложите: «А давай так!» и вернитесь к своему заданию снова. Вспомните, как Вы играли в детстве. Детские игры постоянно меняют свои правила, каждый игрок в меру своей фантазии предлагает то одно действие, то другое, и содержание игры постоянно меняется. Пусть и Ваши занятия иностранными языками будут такими.

Если ребенок не хочет заниматься иностранными языками, значит просто Вы что-то делаете не так. Ищите подход к своему ребенку, пробуйте разные варианты. Ни в коем случае не бросайте это занятие, и Ваши усилия будут однозначно вознаграждены.

 

Примеры занятий на 5 языках, отвечающих данным принципам Вы можете найти по ссылке.

 

 

3 комментария “Что делать, если ребенок не хочет заниматься иностранными языками”

  • Мария:

    Дорогие авторы! Огромное спасибо!!!!!!!!!!! Ваш сайт — это то, что я так долго искала, сама 5 лет преподавала итальянский взрослым, а как своих детей научить ему не могла придумать. Ваши уроки просто перевернули моё понимание обучения, завтра же начну!

  • Анастасия:

    Спасибо за статью! Великолепные советы!

  • Елена:

    Я сама самоучка на первых парах заглянула к вам. Советы хорошие. Будем пробовать! Спасибо!

Оставить комментарий