Яндекс.Метрика

20 причин для родителей заниматься с детьми иностранными языками

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

родители учат детей языкамЛишь немногие родители рискуют заниматься со своими детьми, особенно с маленькими, иностранными языками. Причин этому существует огромное множество. Но с каждой из них можно бороться. Разберем основные из них.

1. Я сам учил язык столько лет в школе и ничего толком сказать не могу, и у детей вряд ли получится.

Опровержение: Тот факт, что из тысяч людей, изучавших иностранные языки много лет в школе, лишь единицы могут хорошо говорить, связан в первую очередь с неправильной мотивацией школьников и неправильными методиками обучения. Чтобы добиться успехов в любом деле, дело должно приносить радость, должно доставлять удовольствие. Так и с иностранными языками. Конечно, есть люди, которым нравится заучивать слова и правила. Но большинству безумно скучно учить слова, написанные в столбик, и вставлять глаголы в нужной форме в упражнениях из учебника. Если Вы не смогли освоить язык, то скорее всего Вам не дали возможности в школе говорить на нем, о чем-то интересном для Вас, или читать целые интересные книги, а не два абзаца из них. Вот и в голове осталось только несколько слов и может быть несколько правил, а как это соединить в связную речь, совершенно не понятно. Чтобы Ваш ребенок заговорил на иностранном языке, нужно изменить подход. Нужно учить говорить, а не учить отдельные слова и правила. Правила можно отложить вообще на последний момент, а слова запомнятся в связке с конкретными ситуациями, играми и разговорами, а не записанные в столбик. Поменяйте подход и для себя. Поверьте, Вам и самим еще не поздно освоить то, на что было потрачено уже много времени, а результата Вы так и не достигли.

2. Если я сам не знаю иностранных языков, как я могу учить своего ребенка или помогать ему в процессе обучения. Пойдет в школу, пусть там его и учат.

Опровержение: Вовсе необязательно обладать хорошими знаниями иностранных языков, чтобы обучать своих детей, а тем более помогать им в изучении иностранного языка. Если у Вас есть желание обучать ребенка, то просто учитесь с ним вместе. Для этого Вам будет достаточно опережать ребенка всего на одно занятие. Так, чтобы Вы могли провести это занятие (см. статью «Может ли мама учить ребенка языку, которого не знает?»). Если Ваш ребенок уже занимается иностранным языком в детском саду, в школе, на курсах или с репетитором, то Вы можете ему помочь, создав возможности для обучения и вне этих заведений. Путешествуйте в страны, где говорят на этом языке. Помогите выбрать и найти книги, фильмы или мультфильмы на этом языке. Ищите возможности для ребенка говорить на изучаемом языке не только в учебном заведении.

3. Маленькому ребенку бессмысленно изучать иностранные языки. Он еще не читает книг, один не путешествует, ему не нужно поступать в ВУЗ или устраиваться на работу.

Опровержение: Изучение иностранных языков в раннем детстве стимулирует развитие мышления ребенка. Развивает его аналитические способности, логику и память. Если в раннем детстве начать заниматься иностранными языками, то изучение новых языков идет намного проще в старшем возрасте, а также легче даются и другие знания, где необходимо систематизировать и анализировать данные. Этой теме посвящено множество исследований. См. статью «Как иностранные языки помогают развивать логику?»

4. Учить иностранные языки — это сложно и нудно, зачем мучить ребенка до школы. Еще успеет с ним намучиться.

Опровержение: Конечно, если учить ребенка иностранному языку, посадив за учебники и заставляя его делать письменные упражнения в тетради, можно превратить это занятие в очень сложное и нудное. Любое обучение детей должно проходить в игровой форме, тогда оно будет интересным и знания будут усваиваться сами, без лишних усилий.

5. Зачем заниматься с малышами, все равно они все забудут.

Опровержение: Забудет ребенок или нет изученный с Вами материал, зависит от Вас самих. Если заниматься регулярно и не делать длительных перерывов, то знания будут накапливаться как снежный ком. Если заниматься от раза, к разу, от настроения к настроению, то велика вероятность, что в каждый раз ребенок будет смотреть на изученный материал как в первый раз. Для изучения языка нужно регулярно повторять слова, регулярно тренировать речь и слух. У детей в этом вопросе есть неоспоримое преимущество перед взрослыми. Они любят повторять, они готовы слушать одну сказку десятки раз, и сами готовы повторять одно и то же понравившееся слово много раз. Воспользуйтесь этой особенностью детей, Вы разовьете их память, и через какое-то время, когда знания закрепятся, Вам уже не нужно будет бояться, что он все забудет.

6. Изучение иностранного языка в раннем возрасте навредит родному языку.

Опровержение: Важно правильно выбрать момент начала изучения иностранного языка и не забывать посвящать занятия и родному языку. Начинать изучать иностранный язык стоит только тогда, когда ребенок начнет говорить на родном языке простыми предложениями из трех слов, т.е. после 2,5-3,5 лет, чтобы родной язык «закрепился». После этого момента если продолжать большую часть времени общаться с ребенком на его родном языке, навредить ему сильно уже не получится. Но все же не стоит забывать посвящать время развитию правильного произношения на родном языке и расширять словарный запас родного языка. Регулярно читайте с ребенком книги на Вашем языке, и никакие занятия иностранными языками не смогут ему навредить. См. статью «Как заниматься с детьми до 2 лет иностранными языками?»

7. С маленькими детьми бесполезно заниматься языками. Они произносят слова неправильно, они не в состоянии понять грамматику, они еще не читают и не пишут. Лучше подождать.

Опровержение: Маленькие дети неправильно говорят и на родном языке и не знают его грамматики. Редкие дети начинают читать до 4-5 лет на родном языке, и уж тем более писать на нем. И это не мешает им общаться с другими людьми, чтобы их понимали. Начав изучать иностранные языки, необязательно знать буквы и чем глагол отличается от существительного. Нужно учить ребенка именно говорить, учить в игровой форме, так чтобы он даже не осознавал, что это учеба. Сначала ребенок начнет говорить, а грамматике, чтению и письму Вы легко сможете обучить его и попозже. Правильное произношение тоже всего лишь вопрос времени и тренировки (см. статью «Как развить правильное произношение у детей дошкольного и младшего школьного возраста?»)

8. Если учить несколько языков, то вообще все в голове перепутается и ни одного языка знать не будет.

Опровержение: При правильном подходе к обучению и регулярных занятиях ребенок (как и любой человек) может выучить большое количество языков и без проблем переключаться с одного языка на другой. При определенной тренировке переключение с одного языка на другой происходит мгновенно. Главное, правильно выбрать методику изучения и правильно организовать занятия. Изучение иностранных языков дает неоспоримое преимущество – каждый следующий язык учится все проще. Стоит ли упускать такую возможность? (см. статью «Можно ли учить ребенка сразу нескольким языкам?»)

9. Занятия иностранными языками требуют много сил и занимают много времени, такая нагрузка маленьким детям ни к чему.

Опровержение: Все зависит от Вашего подхода к обучению иностранным языкам. Занятия не должны быть длинными. 15-20 минут ежедневных занятий вполне достаточно. Главное, не забывать и не лениться их проводить. Если ребенку и Вам интересно, то можно проводить и длинные занятия, но тогда они должны быть насыщены разными действиями. Например, посмотрели короткий мультик на иностранном, обыграли новые слова, которые узнали из мультика, нарисовали или слепили героев мультика и сделали сценку с их участием. Нужно организовать занятия таким образом, чтобы они были частью Вашего ежедневного расписания. Можно заниматься после завтрака или на прогулке. Если с фантазией подойти к этому процессу, то это не займет у ребенка дополнительного времени, а даже сделает его жизнь интереснее.

10. Язык можно выучить только, если общаться с носителями языка или жить в стране этого языка. Все остальное пустая трата времени.

Опровержение: С носителями языка и в стране, где говорят на этом языке, учить намного проще. Но с носителями языка необязательно общаться только в той стране, где они родились. Многие из них живут в Вашей стране. Например, за небольшие деньги студенты-иностранцы, обучающиеся в Ваших ВУЗах будут готовы помочь Вашему ребенку. С носителями языка можно общаться через Skype, или переписывать в социальных сетях. Да и без носителей языка Вам помогут фильмы, мультфильмы, книги. И уж если Ваш ребенок будет владеть языком на уровне достаточном для общения, то в его жизни еще обязательно будет возможность использовать этот язык. В первый момент может возникнуть определенное стеснение, но даже 15 минут разговора достаточно, чтобы «разговориться».

11. Учить детей иностранным языкам в наше время – это слишком дорогое удовольствие.

Опровержение: Это правда, если передать весь процесс обучения в руки других людей и если покупать большое количество обучающих материалов. Но для того, чтобы добиться хороших результатов, это совсем необязательно. Но обязательно, чтобы у родителей было желание и немного фантазии. Парочку учебников можно взять и в библиотеке, там же можно найти и огромное количество книг и других пособий на иностранных языках. Но на первых порах детям учебники и пособия не нужны. Большое количество материалов можно найти совершенно бесплатно в интернете, а учебными пособиями могут стать любые предметы из Вашего дома. Чтобы показать ребенку чашку и назвать ее на английском или на китайском языке, не нужны карточки, подойдет любая чашка из Вашего шкафа. Не бойтесь заниматься с ребенком иностранными языками сами, ведь это не только сэкономит деньги семейного бюджета, но и это такой чудесный способ провести время со своим ребенком с пользой и удовольствием. А сэкономленные деньги на репетиторах и курсах потратьте на путешествие с ребенком в ту страну, где говорят на изучаемом Вами языке. Но и если путешествия Вам не по карману, не стоит отказываться от идеи изучать иностранные языке. Интернет сегодня дает безграничные возможности для языковой практики.

12. Где найти столько времени для занятий иностранными языками с ребенком. Ведь есть еще работа, домашние заботы и другие увлечения ребенка.

Опровержение: Иностранным языкам не нужно посвящать много времени. Главное, чтобы эти занятия были регулярными. Даже 15 минут каждый день, полезнее занятий два раз в неделю по два часа. У детей внимание рассеивается через 15-20 минут, поэтому эти минуты являются самыми продуктивными. Сделайте занятия иностранными языками частью своей жизни, частью Вашего режима. Также можно использовать «пустое» время на повторение, например, стишка или песенки, а также на какую-то ролевую игру. По дороге в машине, сидя в очереди ко врачу, используйте это время.

13. Зачем заниматься с ребенком до школы иностранным языком, если в школе все равно придется учить заново.

Опровержение: Во-первых, Вы можете выбрать с ребенком язык для занятий, который он не будет изучать в школе, или в школе выбрать не тот язык, который Вы изучали дома. Пусть язык, изучаемый в школе, будет для него вторым. Во-вторых, в школе делается упор на письменную речь, увеличение словарного запаса и изучение грамматических правил. Поэтому Вы можете сделать упор на устную речь, а грамматике Вашего ребенка обучат учителя в школе. Тем более Вы не должны ставить перед собой цель обучить ребенка языку до уровня свободной устной и письменной речи, это в общем-то и не нужно. Вы должны стараться заложить основы устной речи, на эту базу школьная методика надстроит остальные необходимые знания.

14. А если в семье есть дети разного возраста, то не хватит ни времени, ни сил заниматься отдельно с каждым.

Опровержение: Если Вы планируете заниматься с детьми иностранными языками самостоятельно, то всегда при подготовке занятия ориентируйтесь на старшего. Тянуться за старшими всегда интереснее, чем притормаживать до уровня младшего. Младшего можно не привлекать специально к занятиям, пусть просто наблюдает. Даже если Вам кажется, что он не слушает, он слушает, и в его голове много чего откладывается. Он еще Вас удивит. Главное, чтобы во время занятий со старшим ребенком младший его не отвлекал. Младшему нужно на это время предлагать тихие занятия: рисование, лепка. Периодически вовлекайте младшего в игровые занятия. Давайте ему небольшие роли, например, Вы будете официантом, а Ваши дети посетителями Вашего кафе. Пусть малыш закажет только сок, а старший ребенок сделает весь остальной заказ.

15. Он уже большой и уже поздно исправлять ситуацию. Легко учат языки только совсем маленькие дети.

Опровержение: Иностранный язык учить никогда не поздно. При плавильном подходе его может освоить любой человек, который освоил когда-то свой родной язык. Если Вы еще не начинали изучение иностранного языка, то просто начните. Если уже начали, но что-то не получается то важно понять, в чем именно проблема: у ребенка не получается, ему не нравится, или он не понимает, зачем ему это нужно. В зависимости от проблемы, нужно подбирать и решение. Если сложно, то нужно попробовать упростить занятия, вернуться к самому началу, не обращать внимания на ошибки, и закреплять пока другие знания, а потом вернуться к проблемному материалу. Если не интересно, то обратитесь к своей фантазии. Вы знаете лучше всех, что ему интересно, что он любит. Свяжите его интерес с иностранным языком. Если ребенок не понимает, зачем учить язык, то нужно для него создать реальную ситуацию, когда язык будет полезен – путешествие, чтение книг, общение с носителями языка и т.д. Если он увидит, что его знания помогли ему решить какую-то реальную проблему, то его отношение изменится.

16. Он такой неусидчивый, как с ним можно заниматься.

Опровержение: Не нужно заниматься с ребенком «за партой». Чаще всего мы все имеем лишь один опыт изучения иностранных языков: сидя за партой, изучая учебник и выполняя бесконечные письменные задания. И мы начинаем перекладывать свой опыт на своих детей. Но это не единственный способ. Можно начать говорить, не прочитав ни одного учебника и не сделав ни одного письменного задания. Играйте с ребенком в иностранные языки (в иностранный магазин или аэропорт, все зависит от интересов ребенка), играйте в путешествия по той стране, язык которой Вы изучаете. Делайте дома театральные постановки тех сказок, которые обожает Ваш ребенок, на языке оригинала. Танцуйте и пойте иностранные песни. У Вас активный ребенок? Это замечательно! Направьте его энергию в нужное русло, и он шутя заговорит на любом языке. Буквы и грамматику Вы освоите попозже.

17. Он уже большой и ему это неинтересно, как я его заставлю?

Опровержение: Детям часто не нравится то, что у них не получается, или то, в чем они не видят смысла. Когда ребенок просто учит слова и правила, но не понимает, как из этого получается разговорная речь, и как можно применять эти знания в жизни, то у него нет никакого желания тратить на это свое драгоценное время. И его можно понять. Чтобы решить эту проблему, нужно показать ребенку, как иностранный язык может быть связан с его интересами. Можно купить книги, связанные с его увлечениями, с красочными картинками, вызывающими интерес почитать содержание книги. Можно переводить тексты его любимых песен. Можно помочь найти ребенку друзей с такими же интересами за границей через социальные сети. Способов существует множество. Главное, чтобы ребенок занимался языком, не ради языка, а ради его реальных интересов и увлечений (см. статью «Мотивация к обучению: Как развить интерес к изучению иностранных языков у подростка?»)

18. Мы уже столько сил, времени и денег вложили в его обучение. У него просто нет способностей к языкам.

Опровержение: Ваш ребенок в любом случае смог освоить свой родной язык, даже если у него «двойка» по русскому языку, он в состоянии общаться со своими сверстниками без особых затруднений. Значит Ваш ребенок может выучить и иностранный язык на том уровне, чтобы общаться на нем со сверстниками. Неудачи в обучении ребенка обычно связаны с двумя причинами: он не понимает зачем ему это нужно, или ему не подходит выбранная методика обучения. Чтобы исправить ситуацию нужно сначала привить интерес (см. статью «Мотивация к обучению: Как развить интерес к изучению иностранных языков у подростка?»). Если Вы даже отправляли ребенка учиться за границу, и это не помогло, то это значит, что поездка была организована неправильно, и ребенок был неправильно подготовлен к поездке. См. статью «Учеба за границей или метод «погружения»: как сделать обучение эффективнее?»

19. Его и так учат в школе (детскому саду, на курсах), там лучше знают, как это делать.

Опровержение: Замечательно, если Ваш ребенок занимается иностранными языками вне дома. Но у нашего школьного и детсадовского обучения есть свои недостатки, которые неплохо было бы подкорректировать родителям (исключение составляют только в те заведения, где все занятия идут полностью на другом языке без дополнительного перевода). Это обучение обычно сосредотачивается на изучении отдельных слов и грамматических правил, а этого не хватает для развития речевых навыков. Родители необязательно должны специально заниматься с ребенком дома, достаточно создать для него среду, где он сможет сам улучшать эти навыки: подберите для него интересные книги на иностранном языке, фильмы или мультфильмы с субтитрами и т.д. Сделайте так, чтобы ребенок вне учебных заведений посвящал свое время иностранным языкам (см. статью «Как развить интерес у ребенка читать книги на иностранных языках?»)

20. Я вот учил-учил этот иностранный языка, а мне в жизни он так и не пригодился.

Опровержение: Наш мир стремительно меняется и потребность в знаниях иностранных языков растет. Путешествовать становиться все доступнее, компании все сильнее укрепляют свои связи с иностранными коллегами и количество интересных вакансий с требованием знаний иностранных языков растет, не все полезные и интересные книги переводят на русский язык. Вы не знаете, кем станет Ваш ребенок в будущем. Помогите ребенку выучить один или несколько иностранных языков. Этим Вы обеспечите ему хороший старт и расширите его возможности выбора профессии и увлечений.

 

На сайте LingvaChild есть бесплатные занятия для детей 2+, по которым родители сами могут заниматься с детьми, на следующих языках: английский, немецкий, французский, итальянский и испанский. Вы найдете их по этой ссылке.

 

 

 

Оставить комментарий